bolshoymike (bolshoymike) wrote,
bolshoymike
bolshoymike

Category:

Цифры и фак ю

В городе не прекращается обсуждение резонансной реформы общественного транспорта. Как я уже писал, новая концепция, составленная иногородними разработчиками по заказу городской администрации, вызвала шквал критики не только со стороны эмоционально настроенных горожан, но и среди местных учёных, которые оперируют не эмоциями, а цифрами. Далее точка зрения одного из них, опубликованная "Новой Городской газетой".



НЕ МЕРЬТЕ МИКРОБОВ МЕТРОМ

Андрей ЗАТОНСКИЙ, доктор технических наук, профессор, заведующей кафедрой «Автоматизация технологических процессов березниковского филиала ПНИПУ.

– У меня осталось довольно много острых вопросов, которые позволили бы понять точку зрения разработчиков на качество их собственного отчёта.
Почему отчёт базируется на сомнительных исходных данных: опрошено несоразмерно мало школьников и пенсионеров, в городе откуда-то взялось 11% не работающих граждан? Как загрузка остановки «ЦУМ» может оказаться больше загрузки остановки «Площадь Торговая»? Почему на части маршрутов измерения не произведены, но в результате они «оптимизированы» до полного исчезновения? Как вообще может получиться пассажиропоток из чкаловских садов всего 135 человек за выходной день? Как может быть уменьшено время ожидания для жителей правобережья за счёт того, что один автобус будет отменён, а другой станет ходить вдвое реже?

Почему не в полной мере выполнено техническое задание: не составлено расписание? Последнее – очень трудоемкая и наукоёмкая, кстати, работа. Без конкретного расписания даже ответы на часть поставленных газетой вопросов вообще не имеют смысла.

Например, коэффициент пересадочности, который вроде как равен 1,1%. Это, исходя из отчета, при совершенно равномерном движении транспорта. Но стоит автобусу из Усолья опоздать на одну минуту, и другой автобус просто уйдет. Придётся или долго стоять на улице, или делать несколько пересадок. Система городского общественного транспорта стохастическая, случайная, вероятностная. Представьте, что в столовую каждые три минуты заходит посетитель, и раздача с кассой тоже обслуживает их ровно три минуты. Пока сохраняется это «ровно», очереди не будет. Но добавив отклонение «плюс-минус одна минута», в любой системе имитационного моделирования получим наличие значительной очереди перед раздачей. В системах массового обслуживания, таких как столовая или общественный транспорт, от вариации параметров результат зависит очень сильно.

Теперь об основных недостатках отчёта.
Первое. Уменьшение времени ожидания на 0.07 минуты, озвученное в отчёте и ответах, это фикция. Разработчики отчёта сами заявляют, что погрешность исходных данных, полученных в опросах – 5%, и погрешность модели – 9.6%. Вместе (по разным методикам «сложения» погрешностей) можно получить от 10% до 14%. Улучшение, достигнутое «учёными», составляет 0.317%. Оно в 44 раза меньше, чем погрешность измерения. Это как мерить микробов портновским метром, а потом говорить, что один микроб худее другого: совершенно бессмысленный результат. Умножать 0.07 минут на количество пассажиров как-то нелогично, ничем не лучше хрестоматийной средней температуры по больнице.

Второе. Уменьшение «времени реализации транспортных корреспонденций», единственный и главный результат отчёта, звучащий также в ответах, очень сомнительно. Расчёт проверить невозможно, так как время поездок до «оптимизации» определено по опросам, а после – по результатам моделирования.

Моделирование произведено без составления конкретного расписания, что делает принципиально невозможным определение времени поездок. Проверку здравым смыслом результат не проходит, причём многократно. Пробег транспорта уменьшается – а время ожидания почему-то тоже уменьшается, а не наоборот. Убираются наполненные пассажирами маршруты, что ведёт к увеличению количества пересадок – а время поездки почему-то уменьшается. Уменьшается количество подвижного состава на маршруте – а времена ожидания и поездок не растут, а уменьшаются. Некоторые районы остаются без прямого транспорта до востребованных остановок, например «У пруда» и «БФ ПНИПУ» - и это тоже ведёт к уменьшению времени поездок, оказывается.

Поэтому очевидно, что «научный» отчёт просто поддерживает наперёд заданный результат – перераспределить пассажиров в пользу муниципального транспорта. Само по себе, может, это и не плохо. Хотя умудряются же как-то работать частники без многомиллионных субсидий при том, что дешёвых в эксплуатации троллейбусов у них нет.
Я не защищаю именно частных перевозчиков, но совершенно чётко вижу, что результаты «исследований» ничего общего с наукой не имеют, а горожанам в случае реализации предложений РАДАРа придётся несладко.

И, разумеется, меня как учёного злит, когда «наукой» прикрывают административные решения. Разумеется, и особенно в России, наука – служанка экономики, увы. Но научные исследования – это не просто нагородить непонятных и не стыкующихся чисел и умных слов. Наука реально может улучшать жизнь, если ее не имитировать, а заниматься ею добросовестно. Такое небрежное отношение к горожанам, которые через свои налоги и бюджет являются конечными заказчиками «исследований», совершенно не украшает разработчиков. Как и отношение к заказчику – городской администрации. Пусть они заказали конечный результат, но зачем же их так «подставлять» несуразицами и не выполненным техническим заданием?
Tags: Злоба дня, Познавательное
Subscribe

  • Ему немного подпоёшь, и делай с ним что хошь! (с)

    Президент Сербии Вучич: "Путин - это сила!". Через несколько часов "Газпром" продлил прежнюю цену на газ для Сербии ещё на полгода.

  • Демографическое

    Дано: подъезд пятиэтажного дома, 15 квартир. Обычный мухосранский дом, в котором я живу. 1980-е: 33 жильца, из них 11 детей. Большинству взрослых…

  • До всех доебутся

    Главному редактору объединённой редакции РБК принесли 7 повесток в суд. Похоже, у нас ещё один иноагент будет, даже прогосударственный.

promo bolshoymike march 14, 2015 21:24 9
Buy for 30 tokens
Промо в этом ЖЖ теперь для всех. Кто захочет - вэлкам, ставка от 30. Единственное, попрошу без порнухи и российско-украинского противостояния.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments