bolshoymike (bolshoymike) wrote,
bolshoymike
bolshoymike

Categories:

Вагончик тронется - перрон останется

IMG_7062.jpg
Ладно, вы всё-таки меня уговорили. Будет вам сегодня начало цикла про железную дорогу. А начать своё неспешное повествование мне бы хотелось с вокзалов. И, боюсь, про все-все-все увиденные вокзалы в рамках одной главы рассказать не удастся, так что продолжение воспоследует. Итак,

Про вокзалы
Не побоюсь похвастаться, но в детстве я был самым путешествующим ребёнком среди большинства моих друзей и знакомых сверстников. Свою первую дальнюю поездку в тогдашний Свердловск я совершил в возрасте 3-х лет (разумеется, не самостоятельно). С тех пор поездки стали регулярными, и всякий раз по возвращению домой я неизменно собирал вокруг себя приличную аудиторию, чтобы поделиться впечатлениями, показать сувениры, а то и угостить привезёнными издалека вкусняшками. Несмотря на то, что перемещение в пространстве в те далёкие 70-е стоило совсем недорого, многие ребята из моего окружения путешествовали очень эпизодически, а некоторые и вовсе впервые выехали дальше областного центра уже только когда сами стали зарабатывать деньги. Кого-то родители отправляли летом в лагерь, кого-то в деревню к старикам, кто-то пахал на грядке в саду – всё зависело от родителей. Мне в этом смысле очень повезло – моя семья любила путешествовать. Так что у бабушек-дедушек я провёл лето всего раза два за всё детство, а из пионерского лагеря (совершенно скучного) меня забрали домой через пару недель во избежание побега.

Но это всё присказка, начало, увертюра. Необходимое вступление, так сказать. Возвращаясь к теме разговора, скажу, что до 1983 года в моём городе не было аэропорта (а в 2001 году его снова не стало – но это уже другая история), поэтому чаще всего мы брали билет на поезд. Время тогда было неспешное, отпуска давали на 4 недели (а не на 2-3, как сейчас), поэтому мы тихонько ехали себе. Чаще всего на юг. Чаще всего через Пермь и Москву. Нет, и на самолётах, бывало, летали, но крайне редко и не по причине срочности даже, а по причине отсутствия тех самых билетов на поезд. Как я уже говорил, поездки были недорогими – так, билет до Москвы стоил от 15 (плацкарт в пассажирском поезде) до 21 рубля (купе в фирменном скором поезде «Кама»), народ активно мотался по стране, и дефицит билетов на поезд был вполне себе обычным делом (как, впрочем, и на многое другое). Разумеется, ни в 70-е, ни в 80-е, ни в 90-е годы не было никакого Интернет-бронирования, поэтому просто садились в троллейбус и ехали покупать билеты на городской вокзал. Вот сюда.
IMG_7080.jpg

Именно с описания увиденных мной вокзалов я и начну свой рассказ. Построенный в 1966 году, неказистый, но такой родной, в лучшие свои годы вокзал станции Березники принимал 6-7 поездов дальнего следования и с десяток электричек. И это, замечу, на суровой и тупиковой северной ветке. К тому же до 1996 года не существовало короткой автомобильной дороги до областной Перми, поэтому даже в губернский город большая часть пассажиров ездила на поездах (летом до Перми можно было добраться и по реке на «Метеоре», но эта поездка обходилась в два раза дороже). Вокзал в Березниках очень невыразителен, разделен на кассовый зал и зал ожидания с буфетом, в крыльях здания находились административные помещения, пост милиции, прокуренные вонючие и темные туалеты, а также ресторан.
IMG_7067.jpg

IMG_7069.jpg

IMG_7070.jpg

IMG_7074.jpg

IMG_7078.jpg

Где-то в середине 2000-х здание вокзала слегка подшаманили, но затем случилось страшное – на примыкающей к станции шахте произошло несколько провалов, поглотивших значительный отрезок железнодорожной магистрали. Не спасло строительство объездного пути – катаклизмы продолжались несколько лет подряд, в результате движение пассажирских составов по станции было прекращено. На фото 2010 года – новая объездная ветка.
DSCF1523.JPG

Несколько лет на вокзале по инерции ещё продавали билеты, но в 2013 году здание закрыли окончательно.
IMG_4769.JPG

С тех пор некоторая движуха наблюдается здесь лишь раз в год, когда в мае приезжает ретро-паровоз «Лебедянка».
IMG_4766.JPG

В этот день сюда водят детей на экскурсии. Для многих детсадовцев наличие в городе настоящего вокзала является большим откровением и они задают взрослым вопросы типа «Если есть вокзал, то где поезда?».
IMG_4770.JPG

А поезд теперь ходит по объездной ветке, из соседнего Соликамска в Екатеринбург и не каждый день. И если раньше на пути поезда была крупная станция Березники, то теперь сразу станция Яйва – это большой посёлок городского типа в 38 километрах от Березников. Там тоже есть вокзальчик! Вот он.
IMG_7747.jpg

Открытие объездной ветки (декабрь 2009 года) проходило с помпой – из Москвы прилетал сам тогдашний глава РЖД Якунин, поэтому всю инфраструктуру в Яйве и Березниках максимально подновили. Если интересно, скажу, что автор этих строк принимал непосредственное участие в открытии движения по новой ветке – после некоторого ожидания в Яйве мы тогда сели в гламурную министерскую электричку с коврами на полу, дёрнули по 100 грамм коньяка, чтобы согреться в лютый мороз, и покатили по новому «бархатному» ходу (длинный сварной рельс без стыков) в Березники, где ждал оркестр, красная ленточка и вот это всё. Вот так выглядит тот самый объезд.
Макет с пояснениями.jpg

А о том, что на станцию Березники когда-то прибывали пассажирские составы, свидетельствует лишь памятный знак, установленный в 1979 году к 100-летию открытия движения.
IMG_7059.jpg

Ну, а теперь давайте уже поедем отсюда нафиг. Страна-то большая, маршрутов за плечами много. Но фотки будут только цифровые (в эпоху плёночной фотографии было стрёмно фотографировать на железной дороге, и в одной из следующих глав я объясню, почему). И знаете что – во время своих путешествий уже в цифровую эру я не переставал удивляться тому, насколько разными могут быть вокзалы в этой огромной стране. От допотопных деревянных сараев, помнящих ещё царское время, до пафосного новодела.

Вокзал станции Кез, Удмуртия (фото 2010 года).
DSCF1607.JPG

Вокзал станции Урень (фото 2010 года). Новодел из 2000-х.
DSCF1648.JPG

Вокзал станции Красноярск (фото 2008 года). Построен в 2004-м. Внутри ещё более пафосный, чем снаружи.
IMG_3045.jpg

IMG_3050.jpg

Ещё один, примерно тех же лет постройки. Ижевск, Удмуртия (фото 2014 года).
DSCF7222.jpg

Вокзал станции Омск (фото 2008 года).
IMG_3074.jpg

IMG_2556.jpg

За вагоном прячется вокзал станции Тюмень (фото 2008 года).
IMG_3087.jpg

Мне показалось, что он однотипный с вокзалами Нижнего Новгорода и Пензы. Кстати, о Пензе – я проезжал мимо этого города дважды, и оба раза ночью, когда о фотосъёмке речь уже не шла. Но там была совсем другая речь – только в Пензе я слышал дубляж сообщений вокзального информатора на английском языке! А вы говорите, провинция!

Но подождите, есть ещё удивительные места!
DSCF7374.jpg

На вокзале станции Красный Узел, что под Саранском, вас очень дёшево и вкусно накормят, дадут минералки, а если пожелаете, то и отличной мордовской водочки.
DSCF7376.jpg

DSCF7373.jpg

DSCF9028.jpg

В 2014 году вот эти две сочных натуральных котлетки с картошечкой там, у мордовских бабок, стоили всего 100 рублей! А водка всего 300! Я тогда очень хорошо покушал, уснул сном младенца, храпел на весь вагон и пять человек не могли меня разбудить.
DSCF9029.jpg

В Красном Узле вам скрасят дорогу увлекательным чтивом…
DSCF7392.jpg

…и укутают в тёплую шаль, даже если на улице тепло.
DSCF7391.jpg

Впрочем, на Транссибе есть такая станция под названием Барабинск. Не знаю, как сейчас, но летом 2008 года там стоял дух копчёной и вяленой рыбы самых разных видов и размеров. Увы, заснять ассортимент у меня не хватило ума. Зато я сфоткал сам вокзал Барабинска. И знаете, почему? Потому что вокзал совершенно выделяется своими размерами, в то время как сам Барабинск вполне себе наполовину деревянный непримечательный райцентр (по крайней мере, таковым он выглядит из окна вагона).
IMG_2561.jpg

Кстати, у Барабинска есть близнец – станция Лиски (бывшая Георгиу-Деж) в Воронежской области. Огромный железнодорожный узел в маленьком заштатном городке. Честно говоря, я был несколько обескуражен масштабами тамошней инфраструктуры, несоразмерной с окружающим ландшафтом.
DSCF7453.jpg

В том числе и оттого, что при такой огромной станции такие узкие перроны на платформах. Страшненько там, особенно когда поезд мимо идёт.
DSCF7455.jpg

Что ещё удивляло? А вот, например, станция Сухиничи в Калужской области. Проезжая мимо в 2010 году, я поразился «Детскому миру» на перроне. В городке существует фабрика мягкой игрушки, и весь город промышляет тем, что продаёт игрушечных зверушек транзитным пассажирам. Натурально весь перрон был устелен продукцией фабрики, а по платформам туда-сюда сновали обвешанные игрушками предприимчивые граждане (довольно нервные и подчас настойчиво протестующие против фотосъёмки).
DSCF1753.JPG

Подобная картина (но в гораздо меньших масштабах) наблюдается и в Кирове, где на перроне также торговали игрушками. Вся эта «пушнина» на батарейках потом всю дорогу горланила в вагонах.
DSCF1647.JPG

Про Киров можно добавить пару слов. В том смысле, что если ехать в сторону Москвы, то примерно отсюда начинается едва ли не самый бедный регион на северном ходу Транссиба. Сам Киров, хотя и является областным центром, из окна вагона таковым совершенно не выглядит (собственно, как ещё должен выглядеть город, в котором нет и полумиллиона жителей?). Хотя вокзал тут довольно приличных размеров – но, вероятнее всего, это дань трафику.
DSCF1640.JPG

А вот дальше на запад, особенно после Котельнича (в котором, кстати, 15 лет назад отгрохали большой новодельный вокзал), начинаются такие унылые места, по сравнению с которыми даже мои провинциальные дебри выглядят как Лас-Вегас. Все эти Шарьи, Свечи, Мантурово, Антропово с их унылыми брежневскими вокзальчиками, да ещё в ненастную погоду, мне всегда хотелось поскорее напиться водки и развидеть это, но именно в тех местах неспешные пассажирские поезда останавливались чуть не у каждого столба. И, надо заметить, на другом участке – от Котельнича до Нижнего Новгорода – за окном примерно такая же серая безнадёга. К счастью, в большинстве случаев по той ветке мы проезжали глубокой ночью.
Поэтому сейчас мы с вами перенесёмся поскорее отсюда в солнечные и тёплые края. Например, на/в Украину. Хотите гарячiх пирiжков?
DSCF1759.JPG

Их продают на станции Воскресенск в Николаевской области. Без перерви и выхiдних.
DSCF1760.JPG

Вокзалы Одесской области. Снимал из окна.
DSCF2668.JPG

DSCF2656.JPG


Как-то так получилось, что из всех виденных мной украинских вокзалов, в разных ракурсах запечатлён лишь одесский (четырежды проезжал мимо Киева, но всякий раз глубокой ночью, поэтому Киева здесь не будет).
DSCF2646.JPG

Уничтоженный в годы войны, он был отстроен заново в 1954-м.
DSCF1944.JPG

Внутри он выглядит чуть скромнее, чем снаружи. И, как оказалось, он совсем небольшой.
DSCF1945.JPG

DSCF1947.JPG

Я не случайно затронул тему украинских вокзалов, ибо значительная часть их была построена ещё при Австро-венгерской империи и уцелела до наших дней. Старые украинские вокзалы по своей сути – особый архитектурно-исторический пласт. Из всех увиденных там вокзалов больше остальных мне понравился харьковский. Менее всего мне хотелось отстать от поезда в Жмеринке, где с наступлением темноты на перрон вываливается целая армия бомжей весьма замшелого вида. Не знаю, как сейчас, а семь лет назад на многих станциях Украины ночью было очень темно, и это придавало облику старинных и безлюдных тамошних ночных вокзалов довольно зловещий облик.

А завершить первую главу «железнодорожного» цикла мне бы хотелось вокзалом станции Тоннельная, встречающем счастливых отпускников, предвкушающих безмятежный отдых в Анапе. Как будто с советской родиной встретился, с её Ильчом и вечно вонючим уличным туалетом-загончиком. Это 2014 год.
DSCF7530.jpg

DSCF8945.jpg

DSCF8944.jpg

В следующей главе я расскажу вам про главный пермский вокзал. Оставайтесь на перроне!





Tags: Вспомнить всё!, Познавательное, Фотки
Subscribe

  • Всё идёт по плану

    -Что у вас нового? - спросит весёлый facebook. -Жопа, отвечу, глубокая, тёмная жопа. -Может быть, геями вас напугала Европа? -Нет, и без геев…

  • Переходим к мелкому шантажу

  • Дежа вю

    Уже несколько лет подряд своё осеннее утро я начинаю со звонков - вчера вот звонил в управляйку, сегодня - в администрацию города, ибо звонок в…

promo bolshoymike march 14, 2015 21:24 9
Buy for 30 tokens
Промо в этом ЖЖ теперь для всех. Кто захочет - вэлкам, ставка от 30. Единственное, попрошу без порнухи и российско-украинского противостояния.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments

  • Всё идёт по плану

    -Что у вас нового? - спросит весёлый facebook. -Жопа, отвечу, глубокая, тёмная жопа. -Может быть, геями вас напугала Европа? -Нет, и без геев…

  • Переходим к мелкому шантажу

  • Дежа вю

    Уже несколько лет подряд своё осеннее утро я начинаю со звонков - вчера вот звонил в управляйку, сегодня - в администрацию города, ибо звонок в…