bolshoymike (bolshoymike) wrote,
bolshoymike
bolshoymike

Categories:

"Икарусы" - всё


Венгерская автобусная классика незаметно исчезла с наших провинциальных улиц. Пропали даже удлиненные курганские образца 1998 года и поздние "ГДРовские" пригородные варианты (как на снимке). И уж давно нет более ранних "260-х" - ни обычных 3-дверных, ни более редких 2-дверных, ни, тем паче, знаменитых "гармошек".

Прежде чем увидеть "Икарусы" на улицах своего города, я успел заценить их на дорогах Юрмалы. В летнюю пору мне очень понравились эти автобусы – они были очень быстрыми и красивыми. Первые же «Икарусы-260» появились в Березниках лишь в апреле 1978 года. Новые машины вызывали не меньший культурный шок, чем лифт в новой девятиэтажке. И дети, и взрослые катались на новеньких «Икарусах» просто так, чтобы запомнить ощущения от доселе невиданного. Задача была не из простых – первые «Икарусы» курсировали исключительно по 101-му (позднее 17-му) маршруту, связывающего центр города с недавно построенным Калийным комбинатом № 3 (БРУ-3). На эту стройку упало много всяких нямок по линии внешторга и, я думаю, венгерские автобусы были из той же «коробки с подарками». Разумеется, никаких кондукторов или валидаторов в те времена не водилось (кондукторов отменили в 1976-м, их работа возобновилась только в 1996-м), и частенько автобус совершал свой 17-километровый рейс практически безвозмездно. Среди водителей автобусов в то время было немало человеческого шлака, и многих детей попросту высаживали из салона посреди леса. Спад интереса к «Икарусам» произошел уже в первую зиму (кто помнит зиму 1978/79?) – в 50-градусный мороз в салоне «Икаруса» можно было склеить ласты от дубака. Так что «Икарус» выигрывал исключительно в скорости, а вот в комфорте передвижения в холодное время года напрочь проигрывал легендарному «скотовозику».

Чуть позднее, в 1980-м, появились версии с 3-ступенчатой коробкой передач. В 1981 на маршруты вышли двухдверные «Икарусы». Зимой 1982 года в Березники пришла первая партия «гармошек». За более чем 30-летнюю историю пребывания «Икарусов» в Березниках горожане увидели самые разные машины этой серии – с узкими форточками, с широкими форточками… В 90-е годы стали поступать б/у машины из бывшей ГДР, до середины 2000-х они эксплуатировались на дальних междугородних маршрутах. Были несколько «Икарусов» курганской сборки – с удлиненным салоном. С 1992 по 2003 год большой парк «Икарусов» осуществлял перевозки рабочих на рудники «Уралкалия» - компания обзавелась собственным автотранспортным предприятием, прибрав у строителей бывшую автобазу № 6.

Чисто междугородных «Икарусов» - моделей 250/255 – в Березниках в те годы не было. Единственный такой «Икарус» (модели 256, со сдвижной передней дверью) появился лишь в 1986 году – и более десяти лет возил пассажиров исключительно в местный аэропорт. Как я понимаю, в этом был великий гуманизм по отношению к тем, кто рискнул выбрать самолет в качестве транспортного средства – прежде, чем блевать два часа кряду в болтающемся в небе «кукурузнике», авиапассажиры имели право добраться до аэропорта как белые люди.

P.S. Сейчас на городских маршрутах работает парочка бывших московских "415-х". Но это уже совершенно другие машины по духу.




Tags: Вспомнить всё!, Познавательное
Subscribe

promo bolshoymike march 14, 2015 21:24 9
Buy for 30 tokens
Промо в этом ЖЖ теперь для всех. Кто захочет - вэлкам, ставка от 30. Единственное, попрошу без порнухи и российско-украинского противостояния.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments