bolshoymike (bolshoymike) wrote,
bolshoymike
bolshoymike

Categories:

Города и веси. 2014 год, Россия по диагонали

Города и веси:
2008, Красноярск и мимоходом Сибирь.
2010, Березники-Москва.
2010, На (в) Украину!

Итак, в 2010 году мне удалось совершить короткий вояж на Чёрное море перед тем как уйти в глубокий дауншифтинг. Да, друзья - жизнь такая штука полосатая, и в 2011-2012 годах я даже и мечтать не мог о том, чтобы вновь куда-либо поехать. Но чёрная полоса закончилась, и уже в 2013 году у меня вновь появилась работа - и не одна. Понемногу начали копиться деньги, и я уже начал планировать отдых в Крыму... Но тут случился Намкрыш Крымнаш, на полуостров перестали ходить поезда, Евпатория стала российским дорожающим курортом и, в конце концов, уже успев договориться с гостиницей, но не сумев достать авиабилет, я плюнул на этот дурацкий, ставший дорогим и малодоступным, Крым и неспешно покатил на поезде в Анапу. Это был резервный вариант и единственное место в Краснодарском крае, которое хотя бы немного привлекало - в Лазаревском, Туапсе, Джубге и Геленджике я успел побывать еще в 80-х, а вот в Анапе и окрестностях ещё не был. Путь предстоял неблизкий.

Ехать прямым поездом по диагонали через половину России было одной из садомазохистских штучек в арсенале автора этих строк. Три ночи в душном вагоне туда и три ночи обратно в итоге привели к мысли о том, что лучше было бы заплатить больше и лететь самолётом, на крайняк ехать поездом, но с пересадкой в Москве. В первом случае мне бы удалось максимально сэкономить время, во втором - немного размяться и повстречаться с московскими френдами, сделав краткую остановку в пути. К тому же поезда, идущие на юг из Москвы куда более комфортабельнее тех, что идут прямиком из провинции к морю...

Но, как сказал один из моих читателей - "зато повидал страну, из самолета много не увидишь". Это да - что повидал, то повидал. Только в таком длинном путешествии понимаешь, насколько велика страна Россия. Моя поездка 2014 года началась вот с этого старенького автобуса. Более того, она им и закончилась - через три недели на обратном пути мне повезло ехать на нём же и с тем же самым водителем.


Знакомый по предыдущим постам вокзал "Пермь-II", с некоторых пор железнодорожные путешествия жителей Верхнекамья начинаются отсюда. Время московское, местное на 2 часа "быстрее".


Поезд "Пермь-Новороссийск". Со стороны выглядит гораздо лучше, чем внутри. Кстати, этим же самым составом и с этой же поездной бригадой я вернусь обратно. Да, сплошное дежа-вю.


Прежде, чем вагончик тронется, предлагаю заценить маршрут предстоящего путешествия. Мало не покажется. Чего только не стерпишь за 4 тысячи рублей (цена плацкартного билета в одну сторону в 2014 году).


10 (десять, Карл!) краёв и областей проплыли за окном за эти два дня и три ночи! Более того, поезд и его пассажиры умудрились побывать за границей сопредельного государства Украина, формально не проходя её. Такими зигзагами я никогда раньше не ездил и, надеюсь, больше не поеду. Однако, впечатления от дороги позволили поближе познакомиться с российской провинцией и даже составить некий собственный рейтинг "благополучности" регионов. И не только "благополучности" - пересекая Европейскую часть страны по диагонали, я, наконец, чётко уловил климатические границы Урала, средней полосы и юга. Например, Пермский край и Удмуртия - это, можно сказать, одного северного поля ягоды. В Татарстане уже много теплее, под стать ему и Чувашия, и Мордовия, и мимолётные Пенза с Саратовской областью. А вот воронежское Черноземье мне показалось самой жаркой точкой маршрута, тут не спасали ни распахнутые форточки, ни скорость состава - с улицы врывался максимально разогретый воздух, и пассажиры прилипали голыми спинами к перегородкам купе, обмахиваясь газетами и успокаивая плачущих малышей, страдающих от невероятной жары. Даже в Краснодарском крае не было так жарко, как под Воронежем. Прибавьте к этому подарок от РЖД в виде отсутствующей принудительной вентиляции и даже занавесок в вагонах, и вам станет понятно, через что пришлось пройти.

А пока под стук колёс проходит первая ночь, и ранним утром мы въезжаем в столицу маленькой, но гордой республики Удмуртия - город Ижевск. Как и соседний Киров, этот город довольно средних размеров, без какого-либо пафоса и суеты.


Относительно пафосно выглядит разве что новодельный вокзал Ижевска.


К слову, и вся эта маленькая республика выглядит довольно скромно по сравнению с Пермским краем и, тем паче, с соседним Татарстаном. А Татарстан по-хорошему удивил. Из окна поезда этот регион выглядит просто отлично. Богатые деревни с кирпичными домами, хорошие дороги, новая железнодорожная инфраструктура, много машин... Видно, что тамошние бабаи знают цену себе и деньгам.




Казань осталась чуть в стороне (мы объехали её по северной окраине, на несколько минут остановившись на платформе "Казань-II"), но даже издали этот город внушает.


Внушает и железнодорожный узел "Казань - Юдино", который мы проехали тихим ходом - более часа за окном тянулись локомотивные и вагонные депо, сортировочные парки и горки.




Под стать Татарстану и соседняя Чувашия. Маленький город Канаш, где наш поезд стоял более часа, удивил не только благоустроенностью, но и магазином "Магнит", в котором за 10 минут смогли совершить и оплатить покупки несколько сотен пассажиров. Ни до, ни после я нигде не видел, чтобы очереди в кассу двигались так быстро.




Вот он, самый расторопный магазин в России - прямо напротив вокзала.


Во второй половине дня въезжаем в Мордовию. Странный, почти нетронутый цивилизацией регион. За окном лишь редкие бедные деревушки и вот такие пейзажи, достойные рабочего стола Windows на мониторе компьютера...




В одном из таких живописных мест поезд сделал техническую остановку (таких будет несколько по маршруту), проводники открыли тамбуры, давая возможность пассажирам перекурить и насладиться пейзажем.


Цивилизация появилась лишь ближе к республиканской столице. А за 30 километров до неё поезд сделал ещё одну большую остановку на станции Красный Узел. Запомните это название!


Помните, в самое первой главе про поездку в Сибирь, я упомянул поселок Чёлва, что находится на оживлённой трассе. Эта дорога теперь кормит деревню, которая кормит путников. Так и Красный Узел - только здесь, едва сойдя на перрон, сразу попадаешь в лапы десятков бабушек со снедью и мороженками, выпивкой и закуской, с шалями-платками, с книгами и журналами. Да у них, наверное, всё есть, только попроси!


Даже если поезд остановился на дальнем пути, бабушки из армии гуманитарного спасения всё равно найдут вас и не оставят голодными! Сопротивление бесполезно!


Я от души делаю рекламу бабулям из Красного Узла, ибо им удалось поправить моё пассажирское здоровье бутылкой отличной мордовской водки за 300 рублей (для особо интересующихся - скинулись пополам с соседом) и вот такими сочными домашними котлетками с горячей картохой за 100 рублей (для сравнения - бутылка газировки, купленная поздним вечером где-то на перроне в Ростовской области в официальной рознице РЖД, обошлась мне в 150 рублей, Карл!).


С благодарностью покидаем самое сытное место на маршруте и почти в темноте прибываем в столицу Мордовии - Саранск. Тут уже нет бабушек.


Зато есть какая-то жизнь, кварталы строятся.


За кадром осталась ночная Пенза и кусочек Саратовской области. Следующим утром мы въехали в воронежское пекло. Бесконечные поля, многие засеяны подсолнечником. Житница, одним словом.


Сеть железных дорог тут устроена таким образом, что транзитные поезда катаются по Воронежской области чуть ли не до самого вечера. По пути будут попадаться такие топонимы, как Лиски, которые многие по привычке путают с Георгиу-Дежем...


...и Хреновая, которую уже ни с чем другим не спутаешь (фото из Wikimedia).


Воронежские веси за 10 часов, пока мы по ним гоняли, утомили настолько, что пассажиры были уже счастливы куда-нибудь деваться от этого. Да хоть на (в) Украину! И что вы думаете - таки-делись! Самым наглым образом въехали на территорию незалэжной на своём бронепоезде. Вторглись практически. Правда, не все об этом догадывались. А когда догадались, то почти запаниковали. Не, ну посудите сами - внезапно за окном появляются составы, на которых написано украинской мовой!


Потом мобильник вдруг сообщает "Вэлкам ту Укрейн!" и норовит переключиться на "Киевстар". А когда в одном окошке вдруг промелькнул заставленный мешками с песком погранпереход с надписью "Россия", а в другом окне - выглядывающие из-за синего забора вооруженные десантники в форме с украинскими нашивками, вы, по меньшей мере, воскликните: "Мама, мы в аду! Мы в аду, мама!" "Ничоси!"




На самом деле всё просто - поезд, действительно идёт то по российской, то по украинской территории, а станция Чертково и вовсе разделена пополам, как и город - который с украинской стороны называется Милово. Но, самое главное, что там не стреляют. Потому что это всё же Луганская область, а не какая-нибудь ЛНР. Не люблю я эту войну, неправильная она.


Уже стемнело, когда въехали в Ростовскую область. Снимков отсюда не будет, но пару слов всё же скажу. Не единожды слышал о депрессивности шахтёрских городов Придонья, но проезжая вдоль этих многочисленных Шахтинсков, так и не обнаружил упадка. Свет на улицах и в домах есть, горят неоновые вывески, много автомобилей. Поэтому, если уж и говорить об упадке угольных бассейнов в России, то лучшей иллюстрацией будет пермский Кизел и его окрестности. Вот там - да, ноль абсолютный. А Ростовская область выглядит сравнительно неплохо. Жаль, что ночной Ростов-на-Дону я проспал - и это была последняя, третья ночь на пути к Анапе.

А утром нас встречал Краснодар - на удивление динамичный, на глазах растущий, крупный промышленный город, в который в наши дни стремится переехать на ПМЖ едва ли не каждый северянин.


Сложно поверить, но русский юг на самом деле не только аграрный, но и промышленный.


А вот и конечная точка нашего долгого железнодорожного путешествия - станция Тоннельная. Отсюда недалеко до Анапы, Тамани, Азовского моря. Состав тут пустеет более чем наполовину.


Тоннель прилагается. Где-то там за ним - Новороссийск.


А нас, после этого знакомства с провинциальной европейской Россией, ждут Витязево и Анапа - благословенные места у "самого синего моря".





Tags: Вспомнить всё!, Познавательное, Фотки
Subscribe

promo bolshoymike march 14, 2015 21:24 9
Buy for 30 tokens
Промо в этом ЖЖ теперь для всех. Кто захочет - вэлкам, ставка от 30. Единственное, попрошу без порнухи и российско-украинского противостояния.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments