Вчера, встречая "поезд Победы" на перроне станции Березники, испытал странное ощущение, которое до сих пор не могу объяснить. В какой-то момент мне показалось, что все мы празднуем на костях, встречая паровоз там, где уже давно нет никакого пассажирского трафика, а большой вокзал заколочен железом. Напомню, он был закрыт осенью 2013 года, а движение пассажирских поездов прекратилось ещё раньше - в ноябре 2010 года, после очередного провала шахты, случившегося уже в границах станции, примыкающей к печально известному аварийному руднику.
Разумеется, свою лепту в деградацию железнодорожного сообщения внесли автобусы - спрямлённый путь позволяет добраться до губернской Перми всего за 3 часа, тогда как поездам, делающим значительный крюк по востоку, требуется от 7 до 9 часов. Значительная часть поездов была отменена задолго до провалов шахты, случившихся в 2007-2011 годах. Но необходимость в железнодорожном транспорте не отпала - оставались востребованными пассажирские поезда в сторону Москвы и Екатеринбурга, а также электрички, обслуживающие ветку Соликамск - Чусовская.
Провал 2007 года вынудил железнодорожников в авральном порядке построить обходную однопутку длиной 53 километра. Эта магистраль огибает город Березники с востока, соединяя соседние Соликамск (город, 95 тыс. жителей) и Яйву (ПГТ, около 10 тыс. жителей). Эта однопутка остаётся единственным способом для отправки грузов местных предприятий в промышленных объемах. Что же касается пассажирских перевозок, то они окончательно деградировали после того, как из маршрута были исключены Березники, оказавшиеся в тупике. Сегодня из Соликамска отправляются лишь прицепные вагоны до Екатеринбурга, да и то не каждый день (одно время даже поговаривали и о их ликвидации). Эту унылую картину мог бы исправить новый вокзал для Березников, если бы железнодорожники всерьёз озаботились этой темой. Там, где новая однопутка пересекается с автомобильной дорогой Березники-Соликамск, можно было бы сделать скромную станцию с небольшим пассажирским вокзалом. В своё время, ещё работая в "Вечёрке", я изучал вопрос востребованности пассажирских перевозок по железной дороге, разговаривал с многими людьми, и все они говорили, что надо вернуть поезда Березникам. Хотя бы три: обязательно ежедневный "Соликамск-Екатеринбург" (на этом направлении очень большой поток - люди едут на учёбу туда, на работу сюда, в аэропорт, за покупками), хотя бы через день "Соликамск-Москва" (с прибытием в столицу утром, а не под утро, не среди ночи и не поздним вечером, как практиковалось раньше), и ночной экспресс "Соликамск-Пермь", идущий по короткому пути через Углеуральскую и прибывающий в краевую столицу в 6 часов утра (первые автобусы из Березников и Соликамска прибывают в Пермь значительно позже, около 8-9 часов утра). Ну и, разумеется, вернуть недорогие электрички на ветку "Соликамск-Чусовская".
Я понимаю, что всё это в порядке бреда (не подскажете, как донести его до г-на Якунина?). Но вчера я в своём городе увидел маленьких его жителей, которые впервые узнали о том, что в Березниках есть железная дорога. Появилось поколение, которое никогда не уезжало отсюда на поезде, и не приезжало сюда на нём же. Детишки показывали пальчиками на заколоченное железом большое здание и спрашивали у своих воспитательниц: "А это что? Вокзал? А почему он закрыт? А где поезда?"
Где, где. Подрастёте и всё узнаете.
Journal information