bolshoymike (bolshoymike) wrote,
bolshoymike
bolshoymike

Categories:

Автотранспорт моего города (1970-1995). Часть 2 (окончание)

Часть 1

Прежде чем рассказать о маршрутных автобусах города Березники, упомяну о различном дежурно-курьерском транспорте различных предприятий. Это сегодня по городу ездят сотни курьерских легковушек, разномастных дежурных микроавтобусов и «пазиков». В 70-е же выбор был невелик – либо автобусик КАВЗ-651, созданный на базе грузовика ГАЗ-51, либо все тот же «газончик» с дощатым кузовом и брезентовым верхом. У таких «дежурок», как правило, была «калитка» сзади, через нее-то и осуществлялся вход-выход пассажиров (именно такую «дежурку» вы могли увидеть на одной из картинок в предыдущей части). Что же касается маленького капотного автобуса КАВЗ-651, то все они в те времена почему-то были покрашены в сине-голубой цвет. Насколько помню, окна в салоне у них опускались подобно окнам железнодорожных вагонов. Примерно с середины 70-х в городе стали появляться новые КАВЗ-685, которые вскоре вытеснили своих предшественников. Вот именно таких «кавзиков» в Березниках со временем стало нереально много – и уже в 1982-м, когда мне случайно довелось проехать на заводском старичке КАВЗ-651, я очень удивился тому, что такой автобус еще где-то сохранился. То есть за 5-7 лет парк маленьких капотных автобусов не только многократно увеличился, но и полностью обновился.

КАВЗ-651


КАВЗ-685


Как я уже говорил в предыдущей части, в конце 70-х в город пришла нефтедобыча. А вместе с ней – полчища разномастных вахтовок на базе грузовиков повышенной проходимости. Мода на такие вахтовки жива по сей день, часто на дорогах города можно увидеть самые различные грузовики (от небольших ГАЗ-3307 до могучих длиннобазных «Уралов» и «Камазов»), оборудованные кузовами для перевозки пассажиров. Мода на «Пазики» в качестве дежурных автобусов пришла сильно позднее, уже в 90-е, когда немного упал спрос на КАВЗ-685. Кстати, на сегодняшний день популяция дежурных капотных автобусов в Березниках не так уж и велика.

Еще один немаршрутный автобус каким-то чудесным образом попал в Березники и долгое время осуществлял челночные перевозки между двумя промплощадками Нового и Старого содовых заводов. До весны 1978 года это был единственный «Икарус» в Березниках. Причем, «Икарус» старой, 556-й модели, родом из 60-х. К сожалению, за многие годы (а курсировал этот автобус до 1979 года точно, а может быть, и дольше) я ни разу на нем не проехал…
Икарус-556


А вот теперь давайте поговорим о маршрутном транспорте. Березниковское пассажирское автопредприятие было создано в 1949 году. Изначально его «автобусами» были все те же ГАЗ-51 (даже не 51А), оборудованные кузовами с брезентовой крышей. Затем на маршруты вышли ЗИС-154 и 155. Но их я видел только на фотографиях. Что удалось застать «живьём» - так это ЗиЛ-158, основной городской автобус в СССР 60-х годов выпуска. Помню такие автобусы из своего самого-самого раннего детства. У них смешно – створками наружу – открывались двери. Но уже начиная с 1973 года автобусный парк начал пополнятся ЛиАЗами-677 (он же «скотовозик», он же «луноход»). ЗиЛ-158 в одночасье исчезли с глаз, последний раз такой раритет (уже, видимо, в нерабочем состоянии) я видел на территории городского порта в 1983 году.

ЗиЛ-158


Что касается ЛиАЗ-677, то эти машины оставались основными городскими автобусами в Березниках вплоть до своего ухода с маршрутных перевозок в 1996 году. Вместительные и теплые, они, конечно же, завоевали массу симпатий со стороны пассажиров. Пневматическая подвеска обеспечивала плавный ход, гидромеханическая трансмиссия не утомляла водителя, а ее звук (характерный «блюм-блюм-блюм», так похожий на звон пустых бутылок) убаюкивал пассажиров в салоне. ЛиАЗ-677 ставили не только на городские маршруты, но и на «ближний межгород» - маршруты протяженностью до 50 км, и я не единожды был свидетелем того, как неспешный городской автобус лихо разгонялся по трассе до 90-100 км/час. Зеленая подсветка приборов в кабине завораживала, а если дорога была плохой (они ездили и по грунтовкам), на задней площадке можно было подпрыгивать на кочках чуть ли не до потолка – моему поколению эти автобусы смогли заменить надувные аттракционы-батуты, которых в то время еще не было:)

ЛиАЗ-677


Обновленные ЛиАЗ-677М появились в Березниках лишь в 1984 году. Их можно было отличить от предшественников улучшенной светотехникой (к слову, практически весь отечественный автомототранспорт в начале 80-х обзавелся улучшенными световыми приборами), наличием бамперов, измененным оформлением передней части кузова. Но, к счастью, суть осталась прежней – большой, вместительный, теплый. В 1985 году в город пришла партия газобаллонных ЛиАзов, их можно было отличить по запаху выхлопа. Через несколько лет начались самопроизвольные возгорания газобаллонных автобусов, и их быстренько вывели из эксплуатации. Но самой шикарной модификацией была северная – горожане помнят эти ЛиАЗы красного цвета с двойным остеклением. И без того теплый автобус превращался в баню на колесах, и вскоре внутренние окна были сняты – вместо них торчали пустые рамы. В конце 80-х в стране заговорили о необходимости дизелизации автобусного и грузового парка, а эксплуатационники как по команде принялись жаловаться на дороговизну содержания ЛиАЗ-677. Но именно 677-е занимали лидерскую позицию на рынке пассажирских перевозок ровно до тех пор, пока им на смену не пришел их потомок – похожий на угловатую коробку дизельный ЛиАЗ-5206. «Скотовозик» покинул березниковские маршруты в 1996 году, но еще почти десять лет единичные экземпляры можно было увидеть на улицах – они возили на смену водителей пассажирского АТП. Последняя машина была списана в 2005-м. Когда спустя 6 лет нынешнее руководство ПАТП (ныне АТП-2) загорелось идеей увековечивания ЛиАЗ-677 на постаменте возле проходной предприятия – оказалось, что ни в Березниках, ни в ближайших населенных пунктах таких автобусов просто не осталось. Поэтому на постамент, скорее всего, водрузится «Икарус-260».

ЛиАЗ-677М


«Икарусы». Возможно, вы удивитесь, но за исключением вышеупомянутого шаттла модели «556» в Березниках долгое время не было никаких других «Икарусов». Прежде чем увидеть их на улицах своего города, я успел заценить их на дорогах Юрмалы. В летнюю пору мне очень понравились эти автобусы – они были очень быстрыми и красивыми. Первые же «Икарусы-260» появились в Березниках лишь в апреле 1978 года. Новые машины вызывали не меньший культурный шок, чем лифт в новой девятиэтажке. И дети, и взрослые катались на новеньких «Икарусах» просто так, чтобы запомнить ощущения от доселе невиданного. Задача была не из простых – первые «Икарусы» курсировали исключительно по 101-му (позднее 17-му) маршруту, связывающего центр города с недавно построенным Калийным комбинатом № 3 (БРУ-3). На эту стройку упало много всяких нямок по линии внешторга и, я думаю, венгерские автобусы были из той же «коробки с подарками». Разумеется, никаких кондукторов или валидаторов в те времена не водилось (кондукторов отменили в 1976-м, их работа возобновилась только в 1996-м), и частенько автобус совершал свой 17-километровый рейс практически безвозмездно. Среди водителей автобусов в то время было немало человеческого шлака, и многих детей попросту высаживали из салона посреди леса. Спад интереса к «Икарусам» произошел уже в первую зиму (кто помнит зиму 1978/79?) – в 50-градусный мороз в салоне «Икаруса» можно было склеить ласты от дубака. Так что «Икарус» выигрывал исключительно в скорости, а вот в комфорте передвижения в холодное время года напрочь проигрывал легендарному «скотовозику».

Икарус-260.


Чуть позднее, в 1980-м, появились версии с 3-ступенчатой коробкой передач. В 1981 на маршруты вышли двухдверные «Икарусы».

Икарус-260 двухдверный.


Зимой 1982 года в Березники пришла первая партия «гармошек». За более чем 30-летнюю историю пребывания «Икарусов» в Березниках горожане увидели самые разные машины этой серии – с узкими форточками, с широкими форточками… В 90-е годы стали поступать б/у машины из бывшей ГДР, до середины 2000-х они эксплуатировались на дальних междугородних маршрутах. Были несколько «Икарусов» курганской сборки – с удлиненным салоном. С 1992 по 2003 год большой парк «Икарусов» осуществлял перевозки рабочих на рудники «Уралкалия» - компания обзавелась собственным автотранспортным предприятием, прибрав у строителей бывшую автобазу № 6.

"Икарус" из Германии.


В отличие от ЛиАЗов, единичные экземпляры «Икарусов» дожили до наших дней и до сих используются на городских маршрутах. А вот чисто междугородных «Икарусов» - моделей 250/255 – в Березниках в те годы не было. Единственный такой «Икарус» (модели 256, со сдвижной передней дверью) появился лишь в 1986 году – и более десяти лет возил пассажиров исключительно в местный аэропорт. Как я понимаю, в этом был великий гуманизм по отношению к тем, кто рискнул выбрать самолет в качестве транспортного средства – прежде, чем блевать два часа кряду в болтающемся в небе «кукурузнике», авиапассажиры имели право добраться до аэропорта как белые люди.

Вы спросите, почему же на межгороде не было красных «Икарусов»? Да потому, что эта ниша с давних пор была занята другим, не менее замечательным, автобусом. Да, это он!

ЛАЗ-695


Теплый, громкий, быстрый, подчас ломучий посреди дороги – он заслужил огромную симпатию. Он был каким-то уютным. Здесь водителя и пассажиров не разделяло стекло, да и сами пассажиры часто были знакомы друг с другом, и на всем пути в свою деревню переговаривались между собой. Да и водитель иногда поддерживал разговор – а чего, мужик свой, родной почти, вот уже десять лет нас возит. Дизеля вытеснили ЛАЗ-695 с межгорода только в середине 90-х, а до той поры ЛАЗы не только ездили в деревни и райцентры за 100-150 километров, но и иногда заменяли сломавшиеся «скотовозики» на периферийных маршрутах в городе.


А закончить рассказ о березниковском транспорте 70 – 90-х годов надо бы парой строк о «Пазике». В те годы он был неприметным аутсайдером – на городские маршруты их никогда не ставили, а на пригород ПАЗ-672 выходил лишь из-за поломки больших автобусов.

ПАЗ-672


Видимо, в те годы он сильно обиделся на отсутствие внимания к себе и жестоко отомстил всем – и селянам, и горожанам – в своей последующей реинкарнации под названием ПАЗ-3205. Именно они, наряду с «Газелями», захватили маршруты в 2000-х.

Но это уже новое время и новая история.




Tags: Вспомнить всё!, Познавательное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Летнего ассорти вам в ленту

    Знаю, ждёте ваши любимые картинки, давно их не было. 18+

  • "В нашей миске видно дно!"

    Заметил за своими кошаками одну странность - едят корм исключительно с середины миски, а по краям остаётся довольно много, можно было бы ещё раз…

  • Спасибо за труд!

    54% работающих жителей Пермского края никогда в жизни не были на море. Это всё, что вам нужно знать про уровень доходов в провинции.

promo bolshoymike march 14, 2015 21:24 9
Buy for 30 tokens
Промо в этом ЖЖ теперь для всех. Кто захочет - вэлкам, ставка от 30. Единственное, попрошу без порнухи и российско-украинского противостояния.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments